Инфляция. Влияние COVID-19 на макроэкономическую стабильность Кыргызстана

Исследование проводилось в рамках конкурса от Школы Данных
совместно с Городскими Инициативами
"Год пандемии: Изучаем последствия COVID-19"

Авторы исследования: Анвар Муратханов и Азат Нурбеков
Все данные, собранные в рамках этого исследования, доступны для скачивания.
В данном исследовании команда Анвара Муратханова и Азата Нурбекова изучила:

  • как пандемия коронавируса отразилась на макроэкономической стабильности Кыргызстана;
  • какие она будет иметь последствия для реального сектора экономики в следующие 5 лет при прочих равных условиях;
  • сравнение прогнозов реального ВВП и инфляции на 2021-2025 годы с учетом пандемии коронавируса и если бы ее не случилось.

Здесь вы найдете главные выводы и тезисы из дата-исследования, а также рекомендации команды на его основе.
Главные выводы исследования
Инфляция
  • в 2020 году инфляция повысилась на 9.7%. Такое же повышение ожидается и в 2021 году
  • 2022-2025 годах среднегодовая инфляция вернется к уровням в среднем 5%
  • прогнозы инфляции при условии отсутствия пандемии были бы на уровнях 4-6%, что почти на 5% меньше, чем на данный момент
01
ВВП
  • в 2020 году из-за пандемии коронавируса экономика упала до уровня 2017 года
  • в течении 6 лет экономика произведет на 13% меньше всех товаров и услуг в стране, чем она могла бы произвести без пандемии
02
Влияние COVID-19 на мировую экономику
В 2020 году мировая экономика столкнулась с беспрецедентным масштабом экономических проблем, вызванным COVID-19. Глобальный локдаун и остановка деловой активности запустили системный экономический кризис в мировой экономике. Для одних стран экономические последствия пандемии оказались не столь разрушительными, в то время как экономики других стран существенно пострадали.

Остановка экономической активности в мире привела к снижению спроса на топливно-энергетические ресурсы, что в свою очередь, вызвало снижение их цен. К примеру, менее чем за четыре месяца (с января по апрель 2020 года) цена за баррель нефти марки Brent, который является основным якорем цен на топливно-энергетические ресурсы, рухнула практически на 58%, с 68$ до 28$. Однако по мере восстановления мировой экономики цена нефти марки Brent за баррель показала устойчивый рост, который на текущий момент составляет более 73$ за баррель. К тому же, основной показатель цен на продовольствия - индекс FAO - на текущий момент достиг максимальных значений с 2014 года.

Данные показатели напрямую влияют на экономику Кыргызской Республики, например продолжающийся рост цен на мировые продовольственные товары (индекса ФАО) и на топливно-энергетические ресурсы (Brent) может привести к высокой инфляции в стране, что в свою очередь, окажет дополнительное негативное влияние на социально-экономическое состояние населения страны.
Причины инфляции в Кыргызстане в 2020 году
Что такое инфляция?
Инфляция — это повышение общего уровня цен на товары и услуги. Умеренная и предсказуемая инфляция является одним из главных индикаторов макроэкономической стабильности.

Ценовая стабильность служит важным условием для планирования долгосрочных инвестиций экономическими агентами в лице предприятий и домашних хозяйств, что является одним из основных факторов устойчивого экономического развития страны.

Факторов, влияющих на инфляцию очень много, но текущий рост цен объясняется в первую очередь дисбалансом спроса и предложения, вызванным пандемией COVID-19.
Основные причины дисбаланса спроса и предложения в период пандемии в Кыргызстане
Ажиотажный спрос на товары первой необходимости из-за введения чрезвычайного положения в марте 2020 года
Резкий рост цен на мясо во второй половине 2020 года
Рост цен на растительное масло, обусловленный дефицитом урожая подсолнуха в России
Рост цен на мировых рынках продовольствия, начавшийся в конце 2020 года (индекс FAO)
Рост мировой цены на нефть и соответствующее повышение стоимости горюче-смазочных материалов в Кыргызстане в начале 2021 года
Проблемы с перемещением товаров через китайско-кыргызскую и казахско-кыргызскую границы
Обесценение кыргызского сома к доллару США
Негативные последствия высокой инфляции
Снижение реальной покупательной способности населения страны;
Подрыв стимулов к сбережению, препятствие формированию инвестиций
Повышенная неопределенность, которая затрудняет принятие решений экономическими субъектами
Отрицательное влияние на сбережения, потребление, производство, инвестиции и в целом — на условия для устойчивого развития экономики
Февраль 2020
введение ограничительных мер в Китае
Следствие: резкое падение импорта товаров из Китая в Кыргызстан
Март-апрель 2020
первые случаи заражения COVID-19 в Кыргызстане, введение режимов ЧС и ЧП, закрытие границ с другими странами
Следствие: ажиотажный спрос на товары первой необходимости на фоне падения импорта товаров из России и Казахстана
Реальный сектор экономики
Что такой реальный сектор?
Под реальным сектором подразумеваются операции с товарами, услугами и факторами производства, то есть все реальные экономические операции в экономике страны. Развитие реального сектора экономики повышает благосостояние населения, предоставляет новые рабочие места, развивает инфраструктуру страны, обеспечивает стабильный поток налоговых отчислений в бюджет государства.

Для оценки состояния реального сектора экономики используют различные общеэкономические показатели. Одним из важных индикаторов оценки состояния реального сектора экономики является валовый внутренний продукт (ВВП).
Что привело к падению уровня ВВП Кыргызстана?
Введение карантина по всей республике в марте 2020 года
Резкое ухудшение эпидемиологической ситуации в июле 2020 года
Повышение социально-политической напряженности в октябре 2020 года
Ограничительные меры, вводимые во многих странах, наряду с самоизоляцией населения, оказали большое влияние на реальный сектор экономики Кыргызстана.

Темпы роста экономики Кыргызстана в 2020 году впервые за 26 лет показали существенный спад. Падение темпов роста ВВП было вызвано падением темпов роста во всех секторах экономики. Структура ВВП по отраслям дает очень четкое представление о том, как пандемия коронавируса повлияла на состояние отдельных отраслей производства страны.

    Локдаун больнее всего ударил по сфере услуг - закрывались целые отрасли. Из-за ограничительных мер компании и индивидуальные предприниматели из таких сфер, как туризм, общепит, кинотеатры, салоны красоты и др. на несколько месяцев лишились клиентов. Доля сферы услуг в структуре ВВП Кыргызстана в 2020 году составила 47,7%. В апреле 2020 года вклад данной сферы в прирост ВВП составил -11,7% в сравнении с тем же месяцем 2019 года (График 3). Показатель так и не вышел на предшествующий пандемии уровень до конца года, несмотря на постепенное смягчение ограничений.
    Государственный долг
    Что такое государственный долг?
    Государственный долг - это задолженность государства перед своими кредиторами. Кредиторами могут быть иностранные государства. Правительство одалживает деньги, чтобы покрыть дефицит бюджета и оплатить все нужные расходы — на образование, здравоохранение, инфраструктуру, оборону и так далее.
    Почему постоянно растет государственный долг?
    Государственный долг возникает по причине того, что государственные расходы преобладают над государственными доходами, что вынуждает государство брать взаймы. Чтобы снизить государственный дефицит прибегают к различным непопулярным мерам, например, повышения налогов, таможенных пошлин и т.д. Этот способ весьма непопулярный и щепетильный в политическом поле, т. к. он может привести к потере политических очков действующей власти. Другим способом снижения государственного долга является снижение государственных расходов. Данный способ весьма труднореализуемый, ведь очень сложно сократить госрасходы на образование, здравоохранение и т.д.
    Как пандемия повлияла на доходы, расходы и дефицит бюджета Кыргызстана
    Налоговые поступления в бюджет снизились на 14,6 миллиардов сомов или на 12%
    в основном упали налоги на добавленную стоимость и налоги на международную торговлю и операции
    Расходы государства в 2020 году увеличились на 4,3 миллиардов сомов или на 3%
    расходы были пересмотрены в сторону здравоохранения и обороны, общественного порядка и безопасности
    Образовался максимальный дефицит гоcбюджета с 2016 года - 19,7 млрд. сомов или 3,3% к ВВП
    Влияние пандемии на государственный долг Кыргызстана
    В результате полученных кредитов от внешних доноров, уровень внешнего долга в процентах к ВВП оказался максимальным за последние 5 лет, составив 60%
    В долларах США внешний долг вырос почти на 10%, а в сомах на 31%, что связано с обесценением курса сома к доллару США
    Общий государственный долг вырос до 68% к ВВП, когда в 2019 году составлял 52%
    Негативные последствия пандемии COVID-19 для экономики Кыргызстана
    Снижение эффективности экономики
    поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики на обслуживание долга, что сдерживает рост производственного потенциала страны
    Вынужденное повышение налогов
    необходимость обслуживания долга может потребовать повышение налогов, что приведет к снижению экономических стимулов
    Снижение благосостояния будущих поколений
    Прогнозы макроэкономических показателей, сравнение текущей ситуации со сценарием отсутствия COVID-19
    Для оценки влияния пандемии на макроэкономические показатели авторы исследования предполагают два сценария: один сценарий заключается в развитии текущей ситуации с COVID-19, другой - при его отсутствии. Для этой цели авторы использовали модель прогнозирования, основанную на неокейнсианской экономической теории. Данная модель описывается такими экономическими концепциями, как правило Тэйлора (Taylor rule), теория непокрытого паритета процентных ставок (UIP), а также кривая Филлипса (Phillips curve).

    При прогнозировании необходимо заложить допущения для определения поведения внешних факторов. Допущения построены на основе прогнозов мировой экономики и мировых цен на продовольственных и сырьевых рынках, подготовленных международными экспертами и организациями, такими как Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк.
    Таблица 1. Допущения
    Прогноз инфляции
    Согласно Сценария 1, где предполагается мир без COVID-19, средний рост общих цен за период 2020-2025 гг. должен был составить примерно 4%. Однако с учетом шока коронавируса средний рост цен за период 2020-2021 гг. прогнозируется на уровне около 9,7%, что выше на 5,8 процентных пункта инфляции при Сценарии 2.
    Прогноз реального ВВП
    Согласно прогнозам в период 2020-2025 гг. средний рост экономики при сценарии отсутствия пандемии должен был составить примерно 4,1%, что выше среднего роста экономики прогнозируемого при сценарии мира с пандемией на 2 процентных пункта. Значит, что в период с 2020 по 2025 год из-за шока, вызванного пандемией коронавируса, экономика произведет на 13% (на 118 млрд сомов) меньше, чем она могла бы произвести в случае отсутствия этого шока.
    Основные выводы
    Влияние пандемии на инфляцию является существенным, но непродолжительным
    01
    Уже в 2022 году рост внутренних цен значительно замедлится, что связано с ожидаемой нормализацией мировых экономических процессов
    02
    Экономика упала практически до уровня 2017 года и только в 2022 прогнозируется восстановление экономики до уровня 2019 года
    03
    Сильное падение экономики и соответствующее снижение доходов населения в 2020 году послужат существенной преградой быстрому восстановлению экономики страны
    04
    Рекомендации авторов исследования для поддержания экономической стабильности Кыргызстана
    Развитие внутреннего производства ключевых продовольственных товаров с целью предотвращения возможного дефицита товаров и соответствующего роста цен на продовольствие в период внезапного сокращения притока товаров из стран основных торговых партнеров
    Создание государственного стабилизационного фонда , который позволит делать прямые выплаты уязвимым слоям населения в период кризисов